Полная фильмография брюса ли и список его лучших работ, награды и номинации

Алан-э-Дейл       18.12.2022 г.

«Толчок в 1 дюйм»,

длящийся миллисекунды, представляет собой сложный комплекс движений. Начинается он в коленях. Их резкое разгибание разворачивает бедра. Это, в свою очередь, наклоняет вперед правое плечо и выбрасывает руку навстречу противнику. Затем непосредственно перед атакой пальцы складываются в кулак. Завершающая стадия – быстрый отступ. Шаг назад сокращает время воздействия на выбранную зону поражения, концентрируя энергию в одной точке.

Брюса Ли. Фото: altinmadalyon.com

Эксперты говорят, что главное во взрывном ударе Брюса Ли – идеальная координация движений. Именно она придает атаке силу, которая, по подсчетам специалистов, равняется почти двум тоннам.

Рюдзи Имаи уже прозвали «реинкарнацией Брюса Ли». Шестилетний мальчик, страстный поклонник актера, с филигранной точностью проделывает все его сложнейшие трюки. Самое невероятное, что тренируется Рюдзи всего два года. Но откуда у него взялись такие феноменальные способности? Неужели он родился вундеркиндом, или же любой, кто с детства занимается единоборствами, может достичь подобных результатов?

Семейная жизнь

О том, как счастлив был гений боевых искусств в браке, существуют даже письменные свидетельства. Жена Брюса Ли была ему самым близким другом. С той первой встречи в китайском квартале она не прекращала тренировки по кунг-фу, а затем вслед за мужем проверяла на себе все его новые открытия в области развития силы и скорости движений. Жена Брюса Ли освоила разработанный им стиль рукопашного боя джиткундо.

В 1964 году в Окленде спортсмен открывает вторую школу по изучению кунг-фу. Туда тоже без ограничений принимают американцев. Инструктором в новом заведении Ли поставил своего ученика. Вскоре к Брюсу на занятия ввалилась толпа китайцев, которые потребовали или закрыть его школы, или перестать обучать европейцев. В зале присутствовала беременная Линда. Ли ответил, что никто не будет ставить ему ультиматумы. Он хочет, чтобы его школы послужили сближению восточной и западной культур и совершенствованию человека, независимо от его национальности.

В те времена выдача секретов китайского боевого искусства воспринималась как страшная измена, предательство. Немедленно началась драка. Ли за секунды «отделал» ведущего мастера кун-фу Сан-Франциско. Затем выбросил за порог всю команду непрошеных гостей.

После боя Брюс заметил, что потратил слишком много сил и целых 3 минуты. Он понял, что нужно искать способы более эффективных тренировок. Так постепенно он выработал собственный стиль джиткундо.

После описанного выше поединка, о котором слухи распространились моментально, Брюса Ли пригласили на соревнования каратистов. Его блестящую работу на турнире увидел гример, работавший на Warner Brothers. Через него Брюс познакомился с продюсером компании и получил приглашение на роль помощника супергероя в телесериале «Зеленый шершень». Эта второстепенная роль вызвала восхищение зрителей и специалистов кинопроизводства.

В феврале 1965 года Линда подарила Брюсу Ли сына, белокурого голубоглазого китайца Брэндона Ли. Перед началом съемок в «Зеленом шершне» будущий знаменитый актер перевез семью в Лос-Анджелес. К этому времени его английский заметно улучшился. Линда также прилежно изучала китайский язык. В 1969 году она родила дочь Шеннон.

Тем временем Ли был загружен съемочной работой. Продюсеры Warner Brothers вполне оценили талант Брюса, но дать главную роль актеру со столь характерной китайской внешностью так и не решились.

Разочарованный Брюс Ли с женой и детьми в 1971 году возвратился в Гонконг. Там он был знаменит уже после выхода сериала «Зеленый шершень». Ли сразу же приступил к съемкам в фильмах, демонстрирующих его боевое искусство. Каждая картина принималась публикой «на ура». Движения Брюса Ли были столь стремительны, что оператору иногда приходилось применять замедленную съемку, чтобы зритель мог их рассмотреть. Бои снимались общим планом, позволяющим видеть четко все происходящее и исключающим приемы монтажа.

У Голливуда снова разгорелся аппетит. Лучшие кинокомпании согласны были на любые условия Брюса Ли. Актер решился на переезд в Штаты.

СССР

Удивительно, но в некоторых странах боевые искусства были под запретом. Считалось, что они представляли угрозу диктаторским режимам. Например, Пиночет ввел в Чили уголовную ответственность за изучение карате. Этот вид единоборства запрещали и в Монголии, и в СССР. А в Китае во время правления Мао Цзэдуна воинственное ушу и вовсе превратилось в обычную гимнастику.

Запрет на обучение рукопашному бою привел к тому, что многие школы были закрыты, а наставники репрессированы. Однако находились и те, кто занимался подпольно, рискуя всем.

Ши Янбин вспоминает: «Если раньше мы занимались с каким-то оружием – посохом или мечом, то во времена гонений на кун-фу человек просто выполнял комплекс упражнений руками. Если раньше для отработки приемов несколько человек вместе работали, дрались, то во времена запретов кун-фу мастер мог заниматься только в одиночку».

Причина подобных запретов, по мнению историков, лежит на поверхности. Ведь любое боевое искусство предполагает строгую иерархию, свой устав и философию, которая может в корне отличаться от идеологических установок государства. Потенциально такое инакомыслие может привести к беспорядкам и даже массовым восстаниям. В УК РСФСР существовала статья за незаконное обучение карате. Она предполагала лишение свободы сроком до двух лет или штраф до пятисот рублей.

Впрочем, подобные ограничения распространялись только на обычных граждан. А вот в спецслужбах восточные единоборства использовали активно. Сотрудников службы внешней разведки и КГБ, помимо самбо, обучали дзесинмон – разновидности жесткого и динамичного карате. Его практиковали на Кубе, куда по политическим соображениям перебрался мастер этого боевого стиля Кобаяси Сэйки.

Учебно-тренировочный сбор КГБ. Фото: racyja.com

Брюс Ли: вкратце о личности

Что мы знаем об этом человеке? Интересно, что момент его рождения – между 6 и 8 часами утра 27 ноября 1940 года – пришелся на год Дракона и час Дракона в соответствии с китайской системой исчисления времени. Так что популярное прозвище «Дракон» и частое появление этого слова в названиях фильма актера не случайно. Кстати, детское имя Брюса было Ли Сяолун, то есть Ли Маленький дракон.

Родителями были китаец по происхождению Ли Хой Чен и евроазиатка (немка наполовину) Грейс Ли. Собственно факт рождения состоялся в Сан-Франциско, где в этот момент был на гастролях его отец, актер-комик кантонской китайской оперы вместе с женой.

Как актер, Брюс Ли начал свою карьеру в возрасте трех месяцев, его сняли в роли девочки-младенца в фильме «Золотой ворот девушки». Следующие съемки были уже в шесть лет, в ленте «Зарождение человечества».

Несмотря на великолепную физику тела в зрелости, ребенком и подростком Ли был не так уж хорошо развит физически. Напротив, считался хилым и слабым. Тренироваться он пытался с детства, но особого успеха не имел. Активные занятия начались только с 1954 года, но увлекся он вовсе не боевыми искусствами, а… танцами. Да-да, он был отличным танцором ча-ча-ча. Даже выиграл чемпионат Гонконга по этому виду танца в 18 лет. Параллельно он занялся боксом, что привело к победе в соревнованиях между школами. Именно после этого он заинтересовался кунг-фу.

Занятия боевыми искусствами начались с изучения Тайцзы-цюань, потом Брюс учился у знаменитого Ип Мана стилю Вин Чун (Вин Чунь), освоил приемы дзюдо, джиу-джитсу, бокса. В основном делал акцент на бое без оружия, хотя владел и им. Особенно эффектно – и эффективно – она работал нунчаками.

Семейная и гражданская жизнь Брюса Ли складывалась довольно ровно. В 1959 году он перебрался в Штаты, чтобы подтвердить полученное по факту рождения гражданство. Жил в Сан-Франциско, потом в Сиэтле. Окончил Техническую школу в Сиэтле, поступил в Вашингтонский университет на философский (неплохо, верно?) факультет. Именно там он познакомился со своей будущей женой, Линдой. Поженились они в 1964 году, в 1965 родился сын Брендон, в 1969 – дочь Шеннон.

В США актер снимался в сериалах, но не в главных ролях, для обеспечения финансовой независимости давал частные уроки боевых искусств. Среди его учеников было много известных людей, в том числе баскетболист Керим-Абдул Джабар, с которым Ли потом поставил интересную боевую сцену в фильме «Игра смерти».

С 1971 года Брюс перебрался в Гонконг, где и началась его карьера звезды боевиков. Съемки первого же фильма студии «Golden Harvest» «Большой босс», где постановкой боевых сцен занимался сам актер, принесли оглушительный успех, закрепленный уже более бюджетными «Кулак ярости» и «Возвращение дракона». За свою карьеру Брюс снялся в 36 фильмах, но только в последних пяти он исполнял главную роль.

Смерть актера случилась в 1973 году, ему было 33 года… Это произошло во время съемок фильма «Башня смерти». Под новым названием «Игра смерти» эта картина была доснята через пять лет после смерти Ли, где вместо него задействовали двух дублеров.

Достижения Брюса Ли

Как уже говорилось, к основным успехам Ли как актера относится слава и солидные заработки. В то же время его уникальные по тем временам фильмы служили активной популяризации боевых искусств. Именно тогда у него появилось огромное число последователей по всему миру.

Разработанная Брюсом Ли система Джит Кун До («Путь опережающего кулака»), основанная на принципе опережения ударов противника, до сих пор считается одной из перспективных и эффективных школ боевого искусства.

Как спортсмен и боец, Ли добился впечатляющих успехов. Среди его рекордов:

  • Высочайшая скорость ударов. Заснять их с помощью обычной скорости (24 кадра в секунду) не удавалось, для боевых сцен использовалась технология с 32 кадрами в секунду. Было зафиксировано перемещение на метр за 0,02 секунды.
  • Уникальная выносливость. Он мог держать ноги «уголком» в упоре на руках более получаса, удерживал в одной руке 34-х килограммовую гирю несколько секунд.
  • Невероятная точность движений – бойцу удавалось поймать палочками для еды подброшенные зерна риса;
  • Сила удара – Ли пробивал пальцами стальные в то время запечатанные банки «Колы».
  • Несравненная сила кистей и предплечий рук – актер отжимался на двух пальцах и подтягивался на мизинце одной руки.

Снова дома

Брюс давал уроки голливудским знаменитостям, ставил драки в фильмах со звездами первой величины (к примеру, в «Прогулке под весенним дождем» с Ингрид Бергман и Энтони Куинном), но желал большего. Он хотел сам стать звездой — именно большого экрана, поскольку к телевидению отношение у профессионалов всё еще было довольно ироническим. В 1971 году он, отчаявшись выбить себе роль в Голливуде, отправляется домой в Гонконг. Там до своей безвременной и нелепой смерти он успевает завершить четыре фильма — последний и принесет ему мировую славу. Увы, уже посмертную — «Выход дракона» появился на экранах спустя месяц после смерти самого Ли 20 июля 1973 года.

Ему было всего 32, и смерть эта, разумеется, породила массу конспирологических теорий, от мести триад до черной магии. Всё же более вероятным объяснением может считаться аллергическая реакция на транквилизаторы, как установил проводивший вскрытие знаменитый патологоанатом Дональд Тиэр.

Лицо китайской национальности

Кадр из фильма «Кулак ярости»

Фото: Golden Harvest Company Ltd.

По желанию жены Брюса Линды он был похоронен в Сиэтле — ее родном городе, где они познакомились. Гроб с телом несли такие звезды Голливуда, как Стив Маккуин и Джеймс Кобурн, бывшие учениками Ли. Но даже они вряд ли могли предвидеть тот успех, который предстоял «Выходу дракона». Уже «Кулак ярости» и «Возвращение дракона» стали кассовыми хитами, собрав по 100–120 млн тогдашних еще долларов. «Выход дракона», фильм со скромным по голливудским меркам бюджетом в $850 тыс. (около 4 млн в нынешних ценах) собрал в прокате 350 млн — с учетом инфляции это более миллиарда. Это был первый совместный американо-гонконгский проект, а в Голливуде умели считать деньги не хуже, чем в Гонконге: последовал вал фильмов о боевых искусствах, почти каждый из которых так или иначе отсылал к памяти умершего мастера. Но самым важным, пожалуй, был не коммерческий успех и не пропаганда спорта. Брюсу Ли удалось переломить господствовавшую в западной культуре расистскую парадигму — что называется, одним ударом.

В те годы, несмотря на очередную волну увлечения восточным мистицизмом и двухвековую традицию любви ко всему «китайскому» (от чая до столиков), отношение к самим китайцам было как минимум настороженное. «Коммунисты с косичками», сжимавшие цитатники Мао, явно несли угрозу западной цивилизации — стоит им закончить с культурной революцией у себя, как они отправятся отравлять разум молодежи по всему миру (события 1968 года для многих послужили подтверждением этих опасений). Да и в популярной культуре успел сложиться образ китайца как коварного, хитрого и вероломного врага.

Лицо китайской национальности

Памятник Брюсу Ли в Гонконге

Фото: Global Look Press/Maria Breuer/imagebroker

Достаточно вспомнить зловещего доктора Фу Манчу из романов Сакса Ромера (сам автор откровенно говорил, что в основе успеха его книг то, что ни он сам, ни его читатели понятия не имеют о настоящем Китае и настоящих китайцах) или не менее зловещего доктора Но из одноименного романа Яна Флеминга. Неслучайно, наверно, что именно он был выбран для самой первой экранизации приключений суперагента Джеймса Бонда.

Собственно говоря, сериал «Сын номер один», в который пробовался Ли на заре карьеры не «пошел» именно потому, что главный герой, гавайский детектив Чарли Чен, был этническим китайцем. По мнению боссов студии, американская публика такого не оценила бы. Спустя пару лет героем молодежи стал Като Брюса Ли; вскоре парни всей земли увлеклись имитацией его боевых стоек и невозмутимого выражения лица. Китаец, кажется, впервые выступил не комическим персонажем, не коварным злодеем, а героем и спасителем.

Памятник Брюсу Ли, застывшему в боевой стойке на набережной модного района Чимсачей в Гонконге, был открыт в 2005 году, к дню рождения мастера. Он (что бы ни утверждали поклонники) не был большим актером, не был и великим писателем — хотя и фильмы, и книги его не теряют своей популярности. Наверное, дело в том, что он был поистине великим бойцом — и на ринге, и на съемочной площадке, и в жизни. А таких людей помнят веками — несмотря ни на какие их недостатки.

Карьера в кино

В США Брюс продолжал оттачивать боевое мастерство. Его приглашали в сериалы, число поклонников росло. Были даже знаменитости, желавшие стать его учениками. Режиссер Эр Паркер предложил Ли создать несколько видеоуроков по боевым искусствам для телевизионного показа.

Разработав собственный боевой стиль, Брюс Ли открыл школу кунг-фу. Час индивидуальных занятий со знаменитым мастером обходился в 270 долларов. Несмотря на высокую стоимость обучения, желающих было много. Ли стал обеспеченным человеком, но его удручало отсутствие серьезных ролей в карьере. Разочаровавшись в Голливуде, Брюс в 1971 году вернулся в Гонконг, перевез туда семью.

В Гонконге Брюс Ли убедил руководство киностудии дать ему главную роль в «Большом боссе». Этот фильм оказался необычайно успешным, стал для актера звездным часом. Следующие фильмы с Ли в главной роли имели колоссальный успех, собрали приличную кассу. Американский сценарист Стирлинг Силлифант, бывший ученик Ли, помог актеру написать ряд отличных сценариев.

Брюс Ли трепетно относился к качеству боевых сцен в фильмах, сам участвовал в постановках. Причем не боялся экспериментировать, создавал оригинальные удары и трюки, и делал это весьма талантливо. Многие боевые сцены с использованием нунчаков придуманы и поставлены самим Ли.

Бой с Чаком Норрисом в фильме «Путь дракона» стал образцовым для следующих поколений постановщиков боевых сцен в кино. Превзойти его по режиссуре и оригинальности сложно.

Особенность киношных боев Брюса Ли – съемка общим планом. Благодаря этому зрителю проще понимать происходящее на экране. Актер был противником клиповой съемки, когда крупные и общие планы быстро сменяются, не давая зрителю понять действия персонажей.

Всю жизнь Брюс Ли развивался, совершенствовал мастерство. Он вел дневник, в котором с предельной детальностью расписывал все, что делал на тренировках. До конца жизни актер занимался доработкой своего стиля Джит Кун-До, совершенствовал уже существующие техники боя. Еще Брюс Ли питался по собственной программе, не забывал об общих физических тренировках, посещал тренажерный зал.

Брюс Ли довел тело до превосходного состояния, но постоянно стремился к недостижимому идеалу, для чего даже экспериментировал над собой, например, бил током. На съемках актер продумывал каждое движение, чтобы в кадре оно смотрелось безупречно. Книги, в которых Ли раскрыл технику тренировок, стали бестселлерами.

До 1966 года Брюс на съемках не использовал удары ногами выше пояса. Растяжка у актера была отличная, но Ли ориентировался на реальные бои, в которых такие удары малоэффективны. Его мнение изменилось после знакомства с Чаком Норрисом. Тот убедил Брюса, что в кино главное – не реалистичность, а зрелищность. А со зрелищностью ударов ногой в голову в боевых сценах вряд ли что-то сравнится. Тогда Брюс за несколько месяцев освоил все возможные техники ударов выше пояса, эффектно их использовал в сериале «Зеленый шершень».

Рост Брюса Ли

Человек-легенда, Брюс Ли основал собственный стиль боя, которая называется «Путь опережающего кулака». Его тело не только сильное, но и быстрое. О нем ходило немало слухов и не зря: на тренировках своим ученикам он демонстрировал то, что иначе, как чудеса, не назовешь. Кроме того, он мог с легкостью отжиматься на одной руке, двух пальцах. А в одном из аэропортов его, Брюса Ли, с невысоким, как для мужчины, ростом и небольшим весом заметили несущего чемодан весом 100 кг! Разве не чудеса?

Какой рост и вес у Брюса Ли?

Он весил всего 64 кг, да и ростом Брюс был невысок – всего 171 см. Как такому низенькому мужчине удавалось всегда одержать победу над своим соперником? – По его словам, бой должен длиться не более чем 5 секунд. Он всегда выигрывал, шел к своей цели. Во время тренировок он не жалел ни себя, ни своих преданных учеников.

Брюс был невероятно сильным и быстрым. Его боевая тактика заключалась в том, чтобы за короткий промежуток времени нанести как можно большее количество ударов своему противнику. Что уж говорить, но визитной карточкой легендарного Ли была резкость и сила.

Рост, вес Брюса Ли, размер бицепса, и другие физические параметры

«Чтобы одержать победу над моим врагом, мне не нужен нож. Тело – вот мое оружие», – неоднократно заявлял великий учитель. Он желал добиться невиданного мастерства, и ему это удалось благодаря изнурительным многочасовым тренировкам. Он мог подолгу отрабатывать одни и те же движения на деревянной кукле, именуемой «моок жонге».

Брюс Ли развивал силу воли, мышечную силу и выносливость сердечно-сосудистой системы. Согласно данным 1965 года, объем его талии, верхней части, был равен 77 см, нижней – 67 см.

До тренировочных упражнений объем груди – 100 см, а при вдохе – 107 см.

После тренировок объем грудной клетки великого мастера боевых искусств равен в спокойной состоянии – 110 см, а при вдохе – 113 см.

Так, объем шеи в покое равен 39 см, после тренировок – 41 см.

Что касается размеров бицепсов, то левый до тренировок – 34 см, после – 34, 5 см, правый в первом случае – 35,3 см, в последнем – 37 см. К тому же левое предплечье в состоянии покоя равно 28,1 см, после тренировочных упражнений – 30,8 см. Правое предплечье в состоянии до тренировок – 29 см, после – 31 см.

Личная жизнь

В 1964 году Брюс Ли женился на Линде Эмери. Со своей будущей женой он познакомился во время собственных лекций – 17-летняя студентка посещала уроки по кунг-фу. В браке у пары появилось двое детей. В 1965 году Линда подарила Брюсу сына, которого назвали Брендоном, еще через четыре года у супругов появилась дочь Шэннон.

Брюс Ли с семьей

К сожалению, судьба сына Брюса Ли сложилась трагически. Брендон Ли пошел по стопам отца и стал актером и мастером боевых искусств. В 1993 году он погиб прямо на съемочной площадке – пистолет, из которого в кадре стреляли в актера, по случайности оказался заряжен боевым патроном.

Карьера в кино

В США Брюс продолжал оттачивать боевое мастерство. Его приглашали в сериалы, число поклонников росло. Были даже знаменитости, желавшие стать его учениками. Режиссер Эр Паркер предложил Ли создать несколько видеоуроков по боевым искусствам для телевизионного показа.

Разработав собственный боевой стиль, Брюс Ли открыл школу кунг-фу. Час индивидуальных занятий со знаменитым мастером обходился в 270 долларов. Несмотря на высокую стоимость обучения, желающих было много. Ли стал обеспеченным человеком, но его удручало отсутствие серьезных ролей в карьере. Разочаровавшись в Голливуде, Брюс в 1971 году вернулся в Гонконг, перевез туда семью.

В Гонконге Брюс Ли убедил руководство киностудии дать ему главную роль в «Большом боссе». Этот фильм оказался необычайно успешным, стал для актера звездным часом. Следующие фильмы с Ли в главной роли имели колоссальный успех, собрали приличную кассу. Американский сценарист Стирлинг Силлифант, бывший ученик Ли, помог актеру написать ряд отличных сценариев.

Брюс Ли трепетно относился к качеству боевых сцен в фильмах, сам участвовал в постановках. Причем не боялся экспериментировать, создавал оригинальные удары и трюки, и делал это весьма талантливо. Многие боевые сцены с использованием нунчаков придуманы и поставлены самим Ли.

Бой с Чаком Норрисом в фильме «Путь дракона» стал образцовым для следующих поколений постановщиков боевых сцен в кино. Превзойти его по режиссуре и оригинальности сложно.

Особенность киношных боев Брюса Ли – съемка общим планом. Благодаря этому зрителю проще понимать происходящее на экране. Актер был противником клиповой съемки, когда крупные и общие планы быстро сменяются, не давая зрителю понять действия персонажей.

Всю жизнь Брюс Ли развивался, совершенствовал мастерство. Он вел дневник, в котором с предельной детальностью расписывал все, что делал на тренировках. До конца жизни актер занимался доработкой своего стиля Джит Кун-До, совершенствовал уже существующие техники боя. Еще Брюс Ли питался по собственной программе, не забывал об общих физических тренировках, посещал тренажерный зал.

Брюс Ли довел тело до превосходного состояния, но постоянно стремился к недостижимому идеалу, для чего даже экспериментировал над собой, например, бил током. На съемках актер продумывал каждое движение, чтобы в кадре оно смотрелось безупречно. Книги, в которых Ли раскрыл технику тренировок, стали бестселлерами.

До 1966 года Брюс на съемках не использовал удары ногами выше пояса. Растяжка у актера была отличная, но Ли ориентировался на реальные бои, в которых такие удары малоэффективны. Его мнение изменилось после знакомства с Чаком Норрисом. Тот убедил Брюса, что в кино главное – не реалистичность, а зрелищность. А со зрелищностью ударов ногой в голову в боевых сценах вряд ли что-то сравнится. Тогда Брюс за несколько месяцев освоил все возможные техники ударов выше пояса, эффектно их использовал в сериале «Зеленый шершень».

Брюс Ли в спорте

В подростковом возрасте Ли решает освоить древнее боевое искусство кунг-фу. Боевые умения ему был нужны, чтобы защитить себя в случае драки на улице. Выбор сына был одобрен родителями, и они направили его на обучение к Ип Ману – мастер обучал вин-чунь.

Танцы помогли юноше вышколенной координацией движений. Благодаря этому, он очень быстро осваивает основы техники Тайцзисюань. С этого момента тренировки Брюса не прекращаются. Стиль ведения боя не предполагал обращения с оружием, однако вскоре он стал владеть и им. Управлялся лучше всего он с нунчаками.

В дальнейшем Брюс освоил и другие боевые искусства: джиу-джитсу, дзюдо, бокс. Его взнос в боевые искусства довольно значителен – именно он разработал еще один стиль кунг-фу – джиткундо. Подобному стилю он учил в 61-м году в организованной им школе боевых искусств.

Один урок стоил довольно дорого на то время – 275 $ /час. От других заведений школа Брюса отличалась тем, что в нее могли ходить все, при этом национальность значения не имела

Это было важно, так как прочие школы занимались обучением азиатского населения

Даже преподавая, Брюс постоянно совершенствовал свои навыки в боевых искусствах, его движения были совершенны и точны. Им даже была создана отдельная система питания во время тренировок. Методика ведения занятий публиковалась и приобрела мировую популярность.

Рост, вес и другие параметры Брюса Ли

Брюс Ли является известным американским и гонконгским актером кино. Также он был режиссером, сценаристом, продюсером. В первую очередь его знают как популяризатора и реформатора китайских боевых искусств. Известен он и как философ.Чтобы представить, каким был известный мастер боевых искусств, нужно знать его основные параметры:

Брюс Ли

  • При росте в 171,5 см., его вес составлял 61,2 кг. (при съемках «Острова Дракона» его вес упал до 56,7 кг.);
  • Талия в объеме – 76,2 см. верх, и 66 см. низ;

В 1965-м году вес Брюса составлял 63,5 кг. и он имел следующие параметры:

  • Грудь в объеме 99 см. (состояние покоя), 105,4 см. — на полном вдохе, 109,2 см. после завершения тренировок;
  • Шея в объеме – 38,7 см. (объем до), 39,4 см. (объем после);
  • Бицепс левой руки – 33 /33,7 см. (после);
  • Бицепс правой руки: 34,3 / 36,2 см., до/после;
  • Предплечье левой руки: 27,9 / 29,8 см., до/после;
  • Предплечье правой руки: 29,8 / 31,1 см., до/после;
  • Запястье левой руки: 15,9 / 17,1 см., до/после;
  • Запястье правой руки: 16,5 / 17,5 см., до/после;
  • Бедро левой ноги: 53,3 / 57,1 см., до/после;
  • Бедро правой ноги: 54 / 57,1 см., до/после;
  • Голень левой ноги: 31,1 / 32,7 см., до/после;
  • Голень правой ноги: 31,7 / 33 см., до/после.

К моменту завершения съемок «Острова Дракона» из-за их изнурительного графика, Брюс потерял довольно много подкожного жира. Грудь в объеме снизилась до 85 см. при покое и 96,5 см. при полном вдохе.

Отношения с коллегами по цеху

Брюс Ли был крайне амбициозной, придирчивой, требовательной к себе и окружающим личностью. Он не терпел халатного отношения к съемочному процессу, старался исправить малейшие недочеты. В выполнении трюков и боевых сцен был перфекционистом. Если актера в съемочном процессе что-то не устраивало, он нервничал, скандалил.

Разругавшись с Майклом Аллином при работе над «Выходом дракона», Брюс взял съемочный процесс в свои руки. То же произошло на съемках «Большого босса», когда актер поскандалил с постановщиком.

В повседневной жизни Брюс был человеком вежливым, учтивым. К коллегам и знакомым относился с предельным уважением, вне зависимости от их статуса. Во время съемок не отделял себя от съемочной группы, питался вместе со всеми, не требовал для себя особых условий.

За океаном

По мере приближения совершеннолетия количество уличных драк, в которые ввязывался Чженьфан, не уменьшалось. Это не мешало ему, впрочем, демонстрировать успехи и на ринге — в 1958 году он стал чемпионом Гонконга по боксу среди школьников, и на танцполе — год спустя его признали лучшим танцором ча-ча-ча в городе. Но драки стали вызывать беспокойство у старшего Ли — и за будущее, и за жизнь сына. Как вспоминал младший брат Брюса Роберт, «однажды к нам пришел полицейский и сказал отцу: «Простите, мистер Ли, но ваш сын опять устроил драку в школе. Еще одна драка и я буду вынужден отправить его в тюрьму». Но перед Брюсом всерьез маячила и гораздо худшая перспектива — в одной из уличных стычек он здорово побил сына одного из лидеров зловещих триад, местной мафии.

Лицо китайской национальности

Звезда Брюса Ли на голливудской Аллее славы

Фото: Global Look Press/imagebroker

Вовремя вспомнив, что Чженьфан еще и Брюс — в смысле имеет полное право на американское гражданство — отец Ли решил отправить сына в далекую Америку. Подтвердить документами гражданство и начать новую жизнь с нуля на новом месте. В 1959 году Брюс прибыл в Сан-Франциско, где уже обосновалась его старшая сестра Агнес. Вскоре он переехал в Сиэтл, где закончил бакалавриат в Технической школе имени Эдисона (ныне Сиэтл-Сентрал-Колледж) и поступил в университет штата Вашингтон изучать сценическое искусство, психологию и философию. Там во время учебы он познакомился и со своей будущей женой Линдой Эмери.

Одновременно он и сам начал преподавать — боевые искусства, слухи о которых привезли в Штаты солдаты, воевавшие с японцами в Юго-Восточной Азии. Слухи эти были часто малоправдоподобными (читатели постарше наверняка помнят подобные рассказы, ходившие и в СССР в конце 1970-х — когда наших берегов достигли отблески славы самого Ли), что играло на руку юному тренеру — тем больше было желающих приобщиться к «тайнам Востока». Свой синкретический стиль Ли назвал без ложной сложности чженьфан-гун-фу; основан он был на элементах вин-чун с вкраплением оригинальных находок молодого мастера. В 1963 году выходит и его первая книга, «Дао кунг-фу», положившая начало мифу о Ли — философе, писателе, учителе жизни.

Первая книга Брюса Ли, «Дао кунг-фу»

В 1964 году Ли оставил колледж и отправился путешествовать по Америке. «Плавильный котел» Штатов всё же не переплавил национальные виды спорта, привезенные на новую родину эмигрантами, и Брюс Ли кропотливо изучал незнакомые ему виды боевых искусств: карате, тхеквондо, тайцзицюань. Украинские поклонники Ли утверждают, что он мечтал освоить и таинственное искусство «боевого гопака», но документальных подтверждений этому не сохранилось.

Так или иначе, но в 1964 году на молодого китайца после его выступления на выставке боевых искусств в Лонг-Бич обратил внимание телепродюсер Уильям Дозье. После проб для проекта «Сын номер один», так и не вышедшем на стадию запуска, Ли получил роль в сериале «Зеленый шершень»

Образ Като, помощника и телохранителя заглавного супергероя, принес Ли заслуженную славу — к тому же он проявил себя и как талантливый постановщик трюков.

Карьера в кино

В США Брюс продолжал оттачивать боевое мастерство. Его приглашали в сериалы, число поклонников росло. Были даже знаменитости, желавшие стать его учениками. Режиссер Эр Паркер предложил Ли создать несколько видеоуроков по боевым искусствам для телевизионного показа.

Разработав собственный боевой стиль, Брюс Ли открыл школу кунг-фу. Час индивидуальных занятий со знаменитым мастером обходился в 270 долларов. Несмотря на высокую стоимость обучения, желающих было много. Ли стал обеспеченным человеком, но его удручало отсутствие серьезных ролей в карьере. Разочаровавшись в Голливуде, Брюс в 1971 году вернулся в Гонконг, перевез туда семью.

В Гонконге Брюс Ли убедил руководство киностудии дать ему главную роль в «Большом боссе». Этот фильм оказался необычайно успешным, стал для актера звездным часом. Следующие фильмы с Ли в главной роли имели колоссальный успех, собрали приличную кассу. Американский сценарист Стирлинг Силлифант, бывший ученик Ли, помог актеру написать ряд отличных сценариев.

Брюс Ли трепетно относился к качеству боевых сцен в фильмах, сам участвовал в постановках. Причем не боялся экспериментировать, создавал оригинальные удары и трюки, и делал это весьма талантливо. Многие боевые сцены с использованием нунчаков придуманы и поставлены самим Ли.

Бой с Чаком Норрисом в фильме «Путь дракона» стал образцовым для следующих поколений постановщиков боевых сцен в кино. Превзойти его по режиссуре и оригинальности сложно.

Особенность киношных боев Брюса Ли – съемка общим планом. Благодаря этому зрителю проще понимать происходящее на экране. Актер был противником клиповой съемки, когда крупные и общие планы быстро сменяются, не давая зрителю понять действия персонажей.

Всю жизнь Брюс Ли развивался, совершенствовал мастерство. Он вел дневник, в котором с предельной детальностью расписывал все, что делал на тренировках. До конца жизни актер занимался доработкой своего стиля Джит Кун-До, совершенствовал уже существующие техники боя. Еще Брюс Ли питался по собственной программе, не забывал об общих физических тренировках, посещал тренажерный зал.

Брюс Ли довел тело до превосходного состояния, но постоянно стремился к недостижимому идеалу, для чего даже экспериментировал над собой, например, бил током. На съемках актер продумывал каждое движение, чтобы в кадре оно смотрелось безупречно. Книги, в которых Ли раскрыл технику тренировок, стали бестселлерами.

До 1966 года Брюс на съемках не использовал удары ногами выше пояса. Растяжка у актера была отличная, но Ли ориентировался на реальные бои, в которых такие удары малоэффективны. Его мнение изменилось после знакомства с Чаком Норрисом. Тот убедил Брюса, что в кино главное – не реалистичность, а зрелищность. А со зрелищностью ударов ногой в голову в боевых сценах вряд ли что-то сравнится. Тогда Брюс за несколько месяцев освоил все возможные техники ударов выше пояса, эффектно их использовал в сериале «Зеленый шершень».

Смерть

Во время работы над последним своим фильмом «Игра смерти», Брюсу в ходе съемочного процесса внезапно стало плохо. Он вдруг упал, начал задыхаться, бился в судорогах с потерей сознания. При этом реакции глаз на свет не было.

Буквально через 3 минуты ему полегчало. Он обследовался у лучших докторов, но те ничего подозрительного не обнаружили, решив, что подобный приступ возник из-за резкого повышения внутричерепного давления.

Через 2,5 месяца Ли вместе с коллегой по съемкам направился в квартиру, принадлежащую главной героине фильма (Бетти Тинг Пей). Там они должны были обговорить отдельные детали, касающиеся съемок.

Когда они прорабатывали сценарий, у Брюса появилась сильная головная боль. Актриса поделилась обезбаливающим, прописанным ей доктором, одной из разновидностей аспирина – эквиагезиком. Чтобы избавиться от неприятных ощущений, он принял таблетку. Следует отметить, что ранее он выпил пару коктейлей.

К вечеру напарник пошел на деловую встречу. Самочувствие ли ухудшилось, поэтому он лег в кровать. Он умер во сне. Результаты вскрытия показали, что у Брюса был отек головного мозга. Это было вызвано аллергической реакцией – у Брюса была непереносимость аспирина.

Множество слухов распространились о других «возможных» причинах его смерти. В некоторых говорилось, что мастер употреблял марихуану и именно благодаря ей поддерживал подобную физическую форму.

По другим слухам, его убили приемом «смертельного прикосновения» шифу из-за зависти. Некоторые не желали, чтобы кунг-фу обучались европейцы и американцы. Еще по одной версии смерть инсценировали.

Официально похороны прошли в Гонконге, а для захоронения тело привезли в Сиэтл. через пять лет со дня смерти Брюса Ли (1978-й год) был выпущен последний фильм с его участием «Игра смерти». На экране мастер Ли появляется всего в течение 28 минут, доигрывает его роль уже другой актер, внешне схожий с Брюсом.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.