Физические качества и двигательные способности спортсмена

Алан-э-Дейл       29.08.2022 г.

Признаки ловкости

Нужно сказать, что в разных книгах выделено разное количество критериев ловкости. В данном случае мы рассмотрим только основные из них:

  1. Трудность движений. Этот фактор зависит от уровня физической подготовки человека и работы его мышц. Лучше всего справляются люди, которые занимались гимнастикой, легкой атлетикой или боевыми видами спорта. Одним из наиболее сложных элементов является сальто. Гимнасты это упражнение делают с легкостью, а значит, и остальные движения не покажутся им сильно трудными.
  2. Правильность выполнения. Качество ловкость не может быть развито без точности. И координация, и равновесие без основного элемента теряются. Здесь большое значение имеют вестибулярный аппарат и центральная нервная система человека, которые могут выдавать правильные и четкие рефлексы при должных тренировках.
  3. Изменение положения тела. Наверное, наиболее важный критерий из всех вышеперечисленных. Что такое ловкость? По одной из версий, это скорость изменения положения тела. Рассуждая логически, можно сделать вывод, что чем быстрее человек может менять положение тела в пространстве, тем сильнее у него развит навык.

Дать определение ловкости. Методика определения ловкости

Ловкость – способность овладевать новыми движениями и перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.

В различных физических упражнениях ловкость проявляется и развивается по-разному. Условно это качество можно классифицировать следующим образом:

1. Ловкость, проявляемая в упражнениях и движениях, связанных со сменой позы (например, быстро сесть, лечь, встать и т.п.);

2. Ловкость, проявляемая в действиях, связанных с передвижением в условиях усложненной (меняющейся) обстановки (лазание, перелезание и т.п.);

3. Ловкость, проявляемая в упражнениях с меняющимся сопротивлением (бокс, борьба, перетягивание и т.п.);

4. Ловкость, проявляемая в упражнениях с предметами (броски и ловля, перебрасывание, жонглирование и т.п.);

5. Ловкость, проявляемая в командных действиях.

Для комплексного совершенствования ловкости наиболее ценным средством являются подвижные и спортивные игры, где занимающиеся сталкиваются с разнообразными и непредвиденными двигательными задачами, требующими быстрых рациональных двигательных реакций.

Возрастных ограничений для воспитания ловкости нет. Ее следует воспитывать систематически с раннего возраста в соответствии с биологическими и психологическими особенностями занимающихся.

Физические упражнения, применяемые для развития ловкости, делятся на три группы: а) упражнения, в которых нет стереотипных движений, а имеется элемент внезапности (например, подвижные и спортивные игры); б) упражнения, которые предъявляют высокие требования к координации в точности движений (например, жонглирование мячом, метание в цель, акробатические упражнения, упражнения на гимнастических снарядах и т. д.); в) специальные задания, в которых по сигналу необходимо резко менять направление, темп, амплитуду движений.

При развитии ловкостинеобходимо руководствоваться следующими методическими рекомендациями: 1) разнообразить занятия, систематически вводить в них новые физические упражнения, различные формы их сочетания; 2) варьировать применяемые усилия и условия, сопутствующие занятиям; 3) регулировать нагрузку на организм по первым признакам ухудшения точности движений; 4) определять достаточность отдыха между повторениями отдельных заданий по показателям восстановления пульса.

В процессе развития ловкости используются разнообразные методические приёмы:

1. выполнение привычных упражнений из непривычных исходных положений (бросок баскетбольного мяча из положения, сидя);

2. зеркальное выполнение упражнений (боксирование в непривычной стойке);

3. создание непривычных условий выполнения упражнений с применением специальных снарядов и устройств (снаряды различного веса);

4. усложнение условий выполнения обычных упражнений;

5. изменение скорости и темпа движений;

6. изменение пространственных границ выполнения упражнения (уменьшение размеров поля и др.).

Физическое качество ГИБКОСТЬ

Гибкость – это подвижность в суставах, позволяющая выполнять разнообразные движения с большой амплитудой. Гибкость — это элементарное условие качественного выполнения движений. Это свойство упругой растягиваемости телесных структур (мышечные и соединительные), определяющее пределы амплитуды движений звеньев тела. Недостаточно развитая подвижность суставов ведет за собой:

  • невозможность приобрести определенные двигательные навыки;
  • замедление в темпе усвоения и совершенствования двигательных способностей;
  • возникновение повреждений;
  • задержки в развитии силы, быстроты, выносливости и ловкости;
  • ограниченность амплитуды движений;
  • снижение качества управления движениями.

Характеристики гибкости

Степень подвижности в суставах определяется в первую очередь формой суставов и соответствием между сочленяющимися поверхностями. От растяжимости суставных связок, сухожилий и силы мышц, проходящих около того или иного сустава, зависит, какую амплитуду действия может использовать спортсмен. Эластичность (растяжимость) связок можно увеличить с помощью систематического упражнения. Однако ввиду того, что связочный аппарат должен выполнять защитную функцию, такое увеличение возможно только до известной степени. Гибкость спортсмена ограничивается прежде всего эластичностью мышц. Сущность этого ограничения состоит в следующем: в различных упражнениях сокращение определенных мышц сопровождается растягиванием их антагонистов. При движениях с максимальной амплитудой подвижность в суставах зависит от способности антагонистов достаточно растягиваться, причем следует помнить, что существует определенный предел их способности возвращаться в исходное положение, так что специальные упражнения при тренировке гибкости необходимо сочетать с упражнениями на силу. Силовые качества спортсмена — это важный компонент при тренировке по развитию гибкости. Часто из-за недостаточной силы мышц атлет не в состоянии достигнуть необходимой амплитуды движений. У человека различают две формы проявления гибкости:

  • активная – величина амплитуды движений при самостоятельном выполнении упражнения, за счет собственных мышечных усилий. Показатели активной гибкости характеризуются не только способностью мышц-антагонистов растягиваться, но и силой мышц, выполняющих движение.
  • пассивная – максимальная величина амплитуды движений, достигаемая под воздействием внешних сил (партнер, отягощение).

Гибкость определяют следующие параметры:

  • эластические свойства связок, суставов, мышц;
  • строение суставов;
  • силовые характеристики мышц;
  • центрально-нервная регуляция.

В силу этого реальные показатели гибкости зависят от способности человека сочетать произвольное расслабление растягиваемых мышц с напряжением мышц, производящих движение. Кроме того, следует отметить достаточно прочную взаимосвязь гибкости с другими физическими качествами. Развитие гибкости невозможно без соответствующего развития силы мышц. В то же время большая способность к подвижности в суставах способствует увеличению точности, координированности и скорости выполнения двигательного действия. Спортсмен, обладающий запасом подвижности в суставах, может выполнять движения с большей силой, выразительностью и легкостью.

Средства и методы развития гибкости

Одним из наиболее принятых методов развития гибкости является метод многократного растягивания. Этот метод основан на свойстве мышц растягиваться больше при многократных повторениях. Средствами развития гибкости являются: повторные пружинящие движения, активные свободные движения с постепенным увеличением амплитуды, пассивные упражнения, выполняемые с помощью партнера и т.д. Следует всегда помнить, что упражнения на растяжку или с большой амплитудой движения следует делать после хорошей разминки и при этом не должно быть сильных болевых ощущений.

Упражнения на развитие ловкости и координации

Приведем несколько простых упражнений на развитие ловкости и координации, которые позволят синхронизировать работу ваших мышц, но при этом не отнимут много времени и сил.

Упражнения для укрепления нейромышечной связи

  1. Встаем прямо, вытянув руки перед собой. Производим одновременные вращательные движения руками: правой – по часовой стрелке, левой – против. Выполняем 10-15 повторений.
  2. Усложняем предыдущее упражнение. Вытягиваем одну руку вперед и начинаем описывать ею круги по часовой стрелке. При этом кистью стараемся вращать в противоположном направлении. Задача кажется невыполнимой, но регулярная практика вскоре поможет развеять ваши сомнения. Главное не делать резких движений кистью, иначе можно травмировать связки. Выполняем также 10-15 повторений.
  3. Вновь вытягиваем обе руки вперед и начинаем одновременно вычерчивать ими в воздухе разные геометрические фигуры. Например, правая рисует квадрат, а левая выписывает окружность и так далее. Через 10-15 повторений поменяйте «рисунок» для каждой руки.
  4. Еще одно несложное упражнение на развитие ловкости и координации, которым мы любили развлекать себя в детстве: правую ладонь поднимаем и опускаем над головой, слегка касаясь темени, а левой производим вращательные движения в вертикальной плоскости вокруг живота.

Упражнения на развитие координации

Стойка на одной ноге. Пытаемся удержать равновесие на одной ноге в течение 60 секунд. При этом руки отводим в стороны, а голову поворачиваем влево-вправо. Когда будете достаточно тренированы, упражнение можно выполнять с закрытыми глазами.

Прыжки на одной ноге. Все просто – подпрыгиваем на одной ноге, а приземляемся на другую. И так в течение 2-3 минут.

Броски мяча в стойке на одной ноге. Подходим к стене на расстояние вытянутой руки. Стоя на одной ноге, бросаем в нее мяч и ловим на отскоке

При этом все внимание концентрируем только на мяче.

Ласточка. Балансируем, стоя на одной ноге

Руки разведены в стороны, свободная нога отведена назад до уровня таза. Спину держим прямо, смотрим прямо перед собой. Опорная нога также должна быть прямой. В этом положении стоим не менее 1 минуты, после чего меняем ногу. Можно усложнить упражнение, держа в вытянутых вперед руках небольшой медбол.

Бег с препятствиями. Если поблизости нет подходящей спортплощадки, можно бегать по пересеченной местности. Например, в лесу, огибая стволы деревьев и перепрыгивая поваленные бревна.

Ходьба по гимнастическому бревну – простое, но очень эффективное упражнение на развитие ловкости и координации. При желании его можно заменить менее рискованной тренировкой – ходьбой по бордюрам в парке.
Следующее упражнение можно выполнять буквально на ходу – пока едете в автобусе. Стоя возле поручня, пытайтесь сохранять равновесие на одних лишь ногах.

Упражнения на развитие ловкости и мелкой моторики рук

  1. Жонглирование. Кого из нас в детстве не восхищало мастерство цирковых жонглеров. Настало время взять кое-что из их арсенала себе на вооружение. Для этого нам не понадобится выписывать замысловатые пируэты с булавами или ворочать пудовые гири. Обойдемся парой теннисных мячей.
  2. Следующее упражнение выполняется вдвоем. Встаем возле стены и бросаем в нее мяч так, чтобы на отскоке его поймал партнер. Затем напарник повторяет то же самое, а вы ловите.
  3. Кувырки с ловлей мяча. Этот элемент позаимствован из художественной гимнастики. Высоко подкидываем мяч, выполняем кувырок и ловим снаряд. Усложнить упражнение можно следующим образом: попытайтесь поймать мяч в прыжке после выполнения кувырка.
  4. Развить молниеносную реакцию помогут также упражнения с баскетбольным мячом. Сначала потренируйтесь просто вести один, затем два мяча, при этом высоко поднимая бедра. Усложните, выполняя прыжки и одновременно ведя мяч. Выполняйте повороты влево-вправо под прямым углом, с одновременным ведением сразу двух мячей. Можно также вести мяч, одновременно перепрыгивая через скамейку в четырех направлениях.
  5. Отжимания с хлопками. Выполняются они в более быстрой, «взрывной» манере, чем стандартные. В момент разгибания локтей стараемся подбросить тело максимально вверх, чтобы успеть хлопнуть в ладоши и при этом не упасть.
  6. Ходьба на руках с толканием мяча. Даже в стандартном исполнении это очень сложное упражнение, которое по силам лишь тренированным людям. Если вы пока не готовы к таким испытаниям, прибегните к помощи товарища. Нужно, чтобы напарник держал вас за ноги, а вы шли на руках, толкая перед собой мяч.
  7. Для развития ловкости и мелкой моторики рук потренируйтесь в простом набивании теннисного мяча, со смещением тела в стороны.

Быстрота человека

Физическое качество быстрота выражается совокупностью скоростных способностей, которые включают в себя:

  • скорость одиночного движения, которая не отягощена внешним сопротивлением;
  • быстроту двигательных реакций;
  • частоту или же темп движений.

Большинство физических способностей, которые характеризуют быстроту, своими составными элементами входят и в другие физические качества, в том числе в качество ловкости. Быстроту развивают при помощи решения различных двигательных задач, успех которых определяется минимальным количеством времени, отведенного на их выполнение.

Выбор упражнений по воспитанию такого качества требует соблюдения определенных методических положений (высокого владения техникой двигательного действия, оптимального состояния организма, которое обеспечивает высокую работоспособность спортсмена).

Рассматривая такое физическое качество, нельзя не упомянуть о быстроте двигательной реакции. Она характеризуется минимальной продолжительностью от подачи определенного сигнала до начала выполнения движений. В свою очередь такие сложные реакции подразделяются на реакции движущегося объекта и выбора. Последняя представляет собой ответ каким-либо движением на сигналы. Условиями для воспитания данного качества являются высокая эмоциональность и повышенная работоспособность человека, а также желание выполнять задание до получения максимально возможного результата.

Физическое качество БЫСТРОТА

Быстрота – это комплекс свойств, непосредственно определяющих скоростные характеристики движения, а также время двигательной реакции. Способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

В скалолазании данное физическое качество определяющую роль играет в дисциплине “скорость”.

Психологические характеристики быстроты

С точки зрения психологии быстрота — это способность управлять временными признаками движения, отражение в сознании спортсмена продолжительности, темпа и ритма движения.

Быстрота движений обусловливается, в первую очередь, соответствующей деятельностью коры головного мозга, подвижностью нервных процессов, вызывающих сокращение, напряжение и расслабление мышц, направляющих и координирующих действие спортсмена.

Залог быстроты находится в зависимости от трех основных компонентов:

  1. Подвижность нервных процессов: только при очень быстрой смене возбуждения и торможения и соответствующей регуляции нервно-мышечного аппарата можно достигнуть высокой частоты движений с оптимальным приложением силы; продолжительность процесса восприятия, т. е. передача информации и начало ответного действия, составляет основу быстроты двигательной реакции.
  2. Напряжение воли — достижение максимально возможной скорости в определенной степени зависит от сознательного акта применения усилия над собой.
  3. Координационные центрально-нервные факторы в определенной мере влияют на частоту движений. Но не менее зависимой от них является быстрота отдельного движения. К координационным (центрально-нервным) факторам относится совокупность центрально-нервных координационных механизмов управления мышечным аппаратом и механизмов внутримышечной и межмышечной координации.С помощью координационных факторов, в частности, регулируются сократительные усилия мышц (группы мышц), соответствующие пику скорости движения (действия).

Формы проявления быстроты

Показатель, характеризующий быстроту как качество, определяется:

  1. временем двигательной реакции (минимальное время, необходимое для начала действия в ответ на определенный раздражитель). Это время, затраченное спортсменом на начало действия в ответ на известное ему определенное раздражение, например звуковой сигнал старта (выстрел из стартового пистолета, свисток судьи). В данном случае латентным временем двигательной реакции будет время, затраченное спортсменом на восприятие звукового сигнала, обработку полученной информации, передачу импульса к действию как ответной реакции на раздражитель. Окончанием этого процесса считается момент, с которого начата двигательная активность спортсмена.
  2. скоростью отдельного движения характеризуется психической организацией одиночного действия.
  3. темпом (частотой одинаковых движений в единицу времени).

Если ходьба человека состоит из множества повторяющихся движений (шагов), то один шаг — отдельное движение. Скорость одного шага — это скорость отдельного движения. Скорость шагов — соответственно частота движений.

Эти три формы проявления быстроты не зависят друг от друга. Каждая из них имеет свои особенности, которые существуют во временных параметрах.

Средства и методы развития быстроты движений

Методы развития быстроты:

– метод многократного повторения скоростных упражнений с предельной и околопредельной интенсивностью, (в серии выполняется 3-6 по-»трений, за одно занятие выполняются 2 серии. Если в повторных попытках скорость снижается, то работа над развитием быстроты заканчивается, т.к. при этом начинает развиваться выносливость, а не быстрота);

– игровой метод (дает возможность комплексного развития скоростных качеств, поскольку имеет место воздействие на скорость двигательной реакции, на быстроту движений и другие действия, связанные с оперативным мышлением. Присущий играм высокий эмоциональный фон и коллективные взаимодействия способствуют проявлению скоростных возможностей).

Средствами для развития быстроты могут быть легкая атлетика, спортивные игры и др.

Физическое качество ВЫНОСЛИВОСТЬ

Выносливость — это способность человека к длительному выполнению деятельности без снижения ее интенсивности, сохраняя эффективность. Под выносливостью понимают так же способность организма противостоять утомлению, вызванному мышечной деятельностью.

В спорте, как правило, выносливость – это способность длительно выполнять глобальную мышечную работу преимущественно (порой исключительно) аэробного характера. Примером спортивных упражнений, требующих проявления выносливости, могут служить все аэробные упражнения циклического характера (легкоатлетический бег от 1500 м, спортивная ходьба, шоссейные велогонки, лыжные гонки, плавание на дистанциях от 400 м и др.).

Разновидности выносливости

Выносливость как качество проявляется в двух основных формах:

  • в продолжительности работы без признаков утомления на данном уровне мощности;
  • в скорости снижения работоспособности при наступлении утомления.

В зависимости от интенсивности работы и выполняемых упражнений выносливость различают как:

  • силовую;
  • скоростную;
  • скоростно-силовую;
  • координационную;
  • выносливость к статическим усилиям.

Выносливость специфична: она проявляется у каждого человека при выполнении определенного вида деятельности, поэтому различают общую и специальную выносливость.

  • Общая выносливостью – способность в течение продолжительного времени с высокой эффективностью выполнять работу, вовлекающую в действие многие мышечные группы и предъявляющую высокие требования к сердечно-сосудистой и дыхательной системам.
  • Специальная выносливость – способность организма длительное время выполнять специфическую мышечную работу в условиях строго ограниченной дисциплины, избранной как предмет специализации. Существует столько видов специальной выносливости, сколько имеется видов спортивной специализации (силовая, скоростная, прыжковая и т.д.).

Проявление выносливости всегда связано с понятиями утомления и усталости.

Усталость – это субъективное переживание признаков утомления. Она наступает либо в результате утомления организма, либо вследствие монотонности работы

Для развития выносливости важно формировать у спортсменов положительное отношение к появлению чувства усталости и обучать психологическим приемам его преодоления

В зависимости от типа и характера выполняемой работы различают следующие разновидности выносливости:

  1. статическую и динамическую;
  2. локальную (с участием небольшого числа мышц) и глобальную (при участии больших мышечных групп — более 50% всей массы);
  3. силовую;
  4. анаэробную и аэробную (т.е. способность длительно выполнять глобальную работу с преимущественно анаэробным или аэробным типом энергообеспечения).

Без волевых качеств невозможно проявление или развитие выносливости.

  • Непрерывные длительные нагрузки развивают волевые качества, имеющие значение для стайерской выносливости. В данном случае спортсмен преодолевает внутренние и внешние трудности равномерно-сильным, устойчивым напряжением воли.
  • Интервальные нагрузки требуют и развивают импульсивную концентрированность волевого усилия. Спортсмен преодолевает трудности относительно кратковременными, но интенсивными, повторяющимися усилиями. Проявление воли носит импульсивный интервально-варьирующий характер. Следовательно, интервальная тренировка развивает волевое усилие специфической структуры, нужное для достижений в дискретных упражнениях и малоэффективное для достижений в длительных соревновательных упражнениях.

Средства и методы развития выносливости

Развитие и совершенствование выносливости можно проводить:

  1. по принципу непрерывной длительной работы, интервальной работы;
  2. по соревновательному принципу.

Методы развития выносливости:

  • равномерный непрерывный метод (дает возможность развитию аэробных способностей организма. Здесь применяются упражнения цик лического характера (бег, ходьба), выполняемые с равномерной скоростью малой и средней интенсивности);
  • переменный непрерывный метод (заключается в непрерывном движении, но с изменением скорости на отдельных участках движения);
  • интервальный метод (дозированное повторное выполнение упражнений небольшой интенсивности и продолжительности со строго определенным временем отдыха, где интервалом отдыха служит обычно ходьба).

Средствами воспитания выносливости являются циклические упражнения (ходьба, бег, ходьба и бег на лыжах).

Самые эффективные спортивные игры для реакции

Скорость и энергичность помогают нам добиться успеха, как в сфере бизнеса, так и в спорте. Развить данную способность, вам так же помогут игры для тренировки реакции. Самой эффективной, как мы уже говорили, являются игры в теннис. Если у вас нет времени ходить в спортзалы или же нет партнера, то просто отбивайте теннисный мяч от стены. Для усиления эффекта от тренировки, можно отбивать мячик от мягкого покрытия, в данном случае вы задействуете не только скорость реакции, но и физическую силу.

Тренеровка реакции может проводиться с помощью таких спортивных игр:

  • обычный или мини-футбол;
  • волейбол;
  • баскетбол;
  • жим от пола с хлопом;
  • бокс с партнером;
  • пинг-понг;
  • бадминтон.

Подойдут и детские игры, к примеру, «вышибалы», снежки или любые другие игры с движущимися предметами. Данный вид игр тренирует человека быстро анализировать обстоятельства и принимать верное решение.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.