Содержание
- Опасности и бонусы «почти общего знания»
- Ответ – В, 6.
- Общее знание и игры на доверие
- Холодная война и фондовый рынок
- Тесты на знания в разных областях
- 30 вопросов об изобразительном искусстве
- Тест на знание мировых столиц
- Насколько вы начитанны
- Как хорошо вы знаете историю
- 40 известных личностей
- Тест на знание русской литературы
- В мире дикой природы
- Что вы помните из курса школьной физики
- Знаете ли вы значение этих слов
- Насколько хорошо вы разбираетесь в советском кинематографе
- Ответ – Г, бегемот.
- Тест: Проверьте свои знания с помощью веселой подборки вопросов. Интересно, сколько правильных ответов вам удастся найти?
Опасности и бонусы «почти общего знания»
Общее знание нельзя назвать ни «плохим», ни «хорошим» явлением: этот феномен просто существует в социуме. Но обладая неполной информацией, можно стать заложником обстоятельств или пойти им наперекор, победить в игре или проиграть.
Пассивность коллектива
С точки зрения массовой психологии и общего знания любой устоявшийся порядок ассоциируется с молчаливой волей большинства. Даже если на деле «большинство» — это виртуальная категория и каждый индивид думает, что ситуация нравится всем, хотя фактически — почти никому. Неполнота общего знания создает парадоксальную ситуацию. Пока все участники игры притворяются, что видят «новое платье короля», полагая, что его видят другие, король будет вести себя так, словно он не голый.
Кинокомпании знают, что сиквелы и ремейки классических франшиз хорошо продаются, и поэтому производят их по проверенным схемам. Многие ругают очередные слабые ребуты и расстраиваются из-за кризиса идей, но в то же время полагают, что «людям сейчас такое нравится». Американский экономист Мансур Олсон приводит пример, связанный с непопулярным политическим режимом: когда каждый думает, что сограждан всё устраивает, протестный потенциал общества очень низок.
Трагедия семи нянек и одноглазого дитя
В некоторых случаях неверно понятая групповая ответственность может приводить к трагедиям. Чем больше людей может прийти на помощь, тем меньше вероятность, что помощь действительно будет оказана. Поэтому если в толпе у вас случится приступ, шансы на поддержку меньше, чем если бы это произошло в компании всего пары людей. Этот психологический эффект называют «эффектом свидетеля», или «синдромом Дженовезе» — в честь одной из самых известных жертв равнодушия свидетелей.
Желание помочь зависит не только от того, сколько людей вокруг, но и от того, каким знанием о чужом знании они обладают. Считая, что только мы видим, что кому-то плохо, мы склонны прийти на помощь. Однако если рядом есть другие люди, насчет которых мы уверены, что они видят, что происходит (а значит, обязательно что-то предпримут), мы скорее будем полагаться на них и бездействовать. Но если нам известно об «эффекте свидетеля», у нас есть знание третьего порядка, и тогда мы поможем. Но что если другие люди тоже знают об «эффекте свидетеля» и тоже бросятся помогать — тогда, может быть, мы помогать не должны?.. Продолжать такие рассуждения можно очень долго, но когда кому-то нужна помощь, лучше всё-таки перебдеть, чем недобдеть.
Шантаж и блеф
Концепция шантажа знакома всем с раннего детства. Например, мама говорит ребенку, что если он не станет есть брокколи, то она не разрешит ему смотреть мультики. Недальновидный ребенок пойдет на сделку и будет давиться нелюбимыми овощами.
Однако на шантаж можно ответить тем же оружием, ведь другая сторона не уверена в реакции. Ребенок похитрее предположит, что мама всё равно не лишит его телевизора, иначе ей придется чем-то его занять на это время. А значит, можно наотрез отказаться от брокколи, делая вид, что последствия не важны, и всё равно посмотреть мультики. А чтобы получить еще и конфеты — шантажировать родителей слезами.
Разного рода блеф далеко не всегда негативное явление.
Флирт
Суть флирта в намеках: обе стороны романтически и сексуально заинтересованы друг в друге, но не демонстрируют своих чувств откровенно. Такая куртуазная игра предполагает балансирование между двумя оппозициями: «мы оба этого хотим и знаем об этом» и «я ничего такого не имел(а) в виду». Если вдруг окажется, что один человек действительно не флиртовал, получится, что поведение второго изначально было навязчивым и неуместным. Впрочем, любую игру делает волнующей возможность проигрыша и неуверенность в результате.
Понятие общего знания приобретает большую значимость в контексте споров об этике отношений.
Например, парень приглашает девушку к себе послушать пластинки, имея в виду «заняться сексом». Он знает, что она тоже это знает, а также — что она знает, что он знает, что она знает. А вот если она думает, что речь действительно идет о пластинках, возможны дурные последствия — от неловкого момента до написания постов с хештегом #MeToo.
Такт
Еще один не формализуемый, но всё равно ощущаемый (или не ощущаемый) участниками коммуникации сюжет связан с тактом. В примере с чумазыми девушками слова проводника делают очевидным то, что все и так знают, то есть формируют общее знание. Ребенок, который кричит «а король-то голый» делает то же самое. Пока ничего не озвучено публично, участники могут делать вид, что они не замечают чужой чумазости или наготы.
Ответ – В, 6.
1Gai.Ru / Wikipedia
Официально в географии существует шесть континентов: Северная Америка, Южная Америка, Африка, Евразия, Австралия и Антарктида. Однако в некоторых странах существует иное разделение земель на материки и части света.
Так, по мнению части стран (к примеру, в Китае, Индии, части Западной Европы, англоговорящих странах) континентов 7, поскольку Евразию там принято делить на 2 континента – Европу и Азию. В испаноговорящих странах популярна модель из 6 континентов, где Америка не делится на Южную и Северную.
Есть и модель из 5 континентов (в Греции), где Евразия и Америка не делятся на части; и даже из 4-х – где Африка объединена с Евразией и называется Афроевразией.
Общее знание и игры на доверие
Концепцию общего знания экономисты иллюстрируют, в частности, таким примером. Представим, что у трех барышень, Анны, Бетти и Вероники, которые едут в одном вагоне поезда, лица испачканы паровозной сажей. Каждая видит двух других и смеется, считая, что только подруги чумазые, а она — нет. Проводник сообщает им: «Среди вас есть барышня, у которой нос в саже». Каждой из девушек это и так известно, но после слов проводника знание подтверждено в качестве общего. Тут Анна догадывается, что сама тоже в саже. Иначе Бетти, видя, что Вероника смеется, догадалась бы, что та смеется над ней, потому что, видя чистую Анну и вымазанную Бетти, Вероника считает, что у нее тоже чистое лицо. Тогда Бетти сама перестала бы смеяться, но она не перестает.
Неполная информация игроков о возможностях других участников («почти общее» знание) позволяет существовать разного рода противостояниям. Взаимное знание предполагает, что всем участникам группы известно нечто, но не гарантирует их знания о чужой осведомленности (то есть цепочки «я знаю, что он знает, что я знаю…»). Таким образом, это более узкое понятие: всякое общее знание взаимно, но не всякое взаимное знание является общим.
Каждый из преступников, которые находятся в разных комнатах, получает предложение о сделке: свидетельствовать против другого, чтобы выйти на свободу (второго в этом случае посадят на десять лет). Если оба будут молчать, то получат по полгода тюрьмы каждый. Если взаимно обвинят друг друга — по два года каждый. Наиболее безопасный вариант для преступников, если рассматривать их как команду, — хранить молчание и получить минимальные сроки. Однако чаще всего игроки приходят к выводу, что вне зависимости от того, молчит ли другая сторона или свидетельствует против них, им выгоднее будет свидетельствовать.
Схожие дилеммы встречаются в экономических задачах и играх на доверие, то есть в ситуациях, в которых личный выигрыш противопоставляется кооперативному. Пример интерактивной симуляции такого взаимодействия — игра инди-разработчика Ника Кейса The Evolution of Trust, которая доступна на русском языке.
Холодная война и фондовый рынок
Примерно по такому же принципу устроены отношения ядерных сверхдержав. Каждая из обладающих ядерным чемоданчиком сторон может пустить его в ход, но не делает этого, поскольку тогда таким же образом поступит другая. И в таком случае на постапокалиптических пустошах окажутся все.
Концепция холодной войны и стратегия ядерного сдерживания связана с играми вокруг общего знания. Правда, и тут встает вопрос ценностей: можно только надеяться, что ядерное вооружение не окажется в руках тех, кто уверен, что попадет в рай, даже проводя политику наступательной войны.
С одной стороны, игрок, не желающий сакрального суицида, не будет хотеть ядерного конфликта, с другой — он будет стремиться добиться от противника максимальных уступок. В такой ситуации единственной твердой валютой становятся информация и умение держать лицо. Ученый Томас Шеллинг в книге «Стратегия конфликта» приводил слова Хрущева, сказанные американскому послу в связи с конфликтом вокруг Западного Берлина: «Если вы хотите войны, вы ее получите — но это будет ваша война. Наши ракеты полетят автоматически». Так советская сторона получала преимущество, показывая невозможность отступить. Было выгодно, чтобы американцы знали, что ракеты полетят автоматически. В то же время американцам выгодно было бы делать вид, что они об этом не знают. А советской стороне — давать понять, что они видят, что им пускают пыль в глаза.
Еще один военный пример — работа двойного агента. Работая на сторону А в стане стороны Б, агент может раскрыть себя. В этом случае для стороны Б лучший вариант — не расправляться с агентом, а позволить ему дальше работать на себя, чтобы поставлять стороне А ложные сведения. Агент же, если он не перевербован по-настоящему, сообщит стороне А, что раскрыт и его сведения ложные. И та, в свою очередь, сможет использовать это против стороны Б, притворяясь, что верит. Играть таким образом можно очень долго — на сколько хватит стратегического аппарата сторон. Широко распространена (но не доказана и опровергается документами) версия о том, что Уинстон Черчилль допустил бомбежку британского Ковентри. Это якобы было сделано, чтобы не дать немцам понять, что шифр машины «Энигма», передававшей сообщения о налетах, был взломан (это удалось математику Алану Тьюрингу). Так или иначе, в войнах не редки ситуации, когда приходится идти на жертвы, чтобы не раскрыть источник информации.
Влияние общего знания на принятие решений иллюстрирует понятие «кейнсианский конкурс красоты». Его разработал английский экономист Джон Кейнс. Рассуждая о том, как работают инвестиции на рынке, он приводит следующий пример. Газета (дело было в 1930-х годах) предлагает читателям оценить внешность девушек и угадать, какая победит в конкурсе красоты. Угадавший получит приз. Самым простым интуитивным решением было бы положиться на собственный вкус. Однако более искушенный читатель задумается о том, какие лица покажутся привлекательным большинству. Еще более искушенный — подключит следующий уровень метамышления, предположив, что большинство имеет некое мнение о том, что думает большинство. Возможны и другие этажи этой конструкции, на каждом из которых происходит попытка предсказать финальный результат.
Сходным образом устроен рынок ценных бумаг.
Задача игроков на бирже — не просто понять, куда перетекут деньги, а определить, что другие будут думать о направлении рынка. Технический анализ позволяет выявлять закономерности на основе предыдущих колебаний, однако любые новые вводные могут изменить направление движения цен. По степени непредсказуемости обвалы рынка сравнивают с землетрясениями: аналитики до сих пор не могут определить, что именно было причиной биржевого краха 1929 года.
Неудивительно, что общее знание стало темой множества логических задач и схоластических упражнений. В логике задачи, основанные на том, что кто-то что-то знает, называются эпистемическими. Также интерес представляет то, сколько метауровней общего знания вообще можно удерживать в голове. Большинству удается дойти примерно до четвертого, но в теории цепочка может уходить в бесконечность.
Тесты на знания в разных областях
Широту кругозора мы с вами проверили, теперь нужно оценить глубину ваших знаний в разных областях. Для этих целей я подготовила 10 узкоспециализированных тестов. Советую вам пройти все ради интереса. Возможно, вы откроете в себе новые грани, о которых даже не подозревали. Итак, приступим.
30 вопросов об изобразительном искусстве
Тест специально для ценителей прекрасного. В нем 30 вопросов о живописи, скульптуре, графике, современных видах изобразительного искусства. Вопросы довольно сложные. Неискушенному человеку будет непросто ответить на них. Можно пополнить свой словарный запас новыми словами и узнать интересные факты из биографии известных художников.
Изобразительное искусство – совсем не моя тема. Несколько раз я отвечала наугад. Тем не менее смогла набрать 19 баллов, чему несказанно рада.
Тест на знание мировых столиц
Как правило, знание столиц среднестатистического человека ограничивается областью Европы и парочкой азиатских стран. Всего 24 вопроса, многие из них можно назвать очень сложными. Действительно, далеко не каждый сможет назвать столицу Чада или Пакистана. Проверьте, как у вас обстоят дела с географией. Возможно, нужно подтянуть свои знания, чтобы адекватно воспринимать информацию из мировых новостей.
Можете поздравить меня! Наконец-то достойный результат: 24 из 24. Не зря я еще в школьные годы выучила все мировые столицы в целях тренировки памяти.
Насколько вы начитанны
Вам будут представлены 10 цитат из произведений мировой и русской литературы. Нужно отгадать, из какого именно произведения отрывок, и выбрать один ответ из двух вариантов.
Человек, который хотя бы немного разбирается в литературе, сможет легко ответить на все методом исключения. Жаль, что авторы не сделали 3 и более вариантов ответа, ведь так было бы намного сложнее.
У меня 10 из 10.
Как хорошо вы знаете историю
Здесь собраны вопросы на знание мировой истории с древнейших времен до наших дней. Многие факты, упомянутые в опроснике, оказались для меня открытием. Проверьте, все ли из перечисленного вы до этого знали.
Я набрала 10 баллов из 15.
40 известных личностей
Предлагаю проверить вашу зрительную память и знание ключевых фигур в истории, науке, искусстве, литературе. На экране покажут 40 портретов и поочередно зададут 40 вопросов. Вас спросят, где портрет того или иного человека, а вы должны указать на правильное изображение.
Тест сложный, но интересный и занимательный. Он не похож на все остальные и вносит нотку разнообразия в нашу подборку.
Я угадала всего 23 фото из 40. Начиналось все довольно просто: с Эйнштейна и Наполеона. А закончилось все Птолемеем, которого я никогда в глаза не видела.
Тест на знание русской литературы
Вам предстоит ответить на 15 вопросов по произведениям из школьной программы. Вопросы непростые, глубокие. В некоторых из них нужно выбрать из перечисленных вариантов автора строк. В других – вспомнить, кто из героев произносит фразу.
Почти все книги я читала, но мне удалось набрать лишь 5 баллов. Отличный повод снова перечитать!
В мире дикой природы
Сложный тест, который смогут осилить лишь увлеченные натуралисты. Зато очень познавательный. Из него я узнала много интересных фактов о животных. Теперь будет чем блеснуть перед знакомыми.
Я ответила правильно лишь на 7 заданий из 25.
Что вы помните из курса школьной физики
Ох уж эта физика! Сколько крови она попортила юным школьникам за последние 100 лет. Давайте проверим, что из школьного курса физики осело в наших головах. Ответьте на 15 вопросов и оцените свои знания.
Почему-то сайт не сообщил мне, сколько баллов я набрала, а лишь поставил “отлично”.
Знаете ли вы значение этих слов
От естественных наук перейдем к гуманитарным. Попробуйте догадаться, что означают эти странные слова. С некоторыми мы сталкиваемся довольно часто, а некоторые вы наверняка увидите впервые. Тест с мгновенной проверкой ответов. Вы нажимаете на выбранный вариант – система подсветит его красным или зеленым в зависимости от правильности.
Мой результат 7 из 10.
Насколько хорошо вы разбираетесь в советском кинематографе
Завершим подборку тестом про наш любимый и родной советский кинематограф. Проверьте, насколько хорошо вы знаете фильмы, актеров, режиссеров. Если результат не оправдает ваших ожиданий, можете пересмотреть на досуге бессмертные шедевры отечественного кино. Лишним это никогда не будет.
У меня всего 6 баллов из 10. Пошла смотреть “Обыкновенное чудо”.
Ответ – Г, бегемот.
1Gai.Ru / Getty Images
У бегемота огромный рот, который открывается на 150 градусов и 1 м в высоту. Внутри челюстей расположены массивные зубы длиной около 45 см. При этом такие клыки не являются инструментом для употребления пищи, т. к. основной объект рациона бегемота – трава.
Большие зубы демонстрируют доминирование над другими существами и позволяют животным сражаться с другими представителями вида. Их массивные рты и зубы могут представлять опасность для людей. В случае обнаружения потенциальной опасности бегемоты превращаются в свирепых хищников, готовых до конца защищать свое потомство.
Тест: Проверьте свои знания с помощью веселой подборки вопросов. Интересно, сколько правильных ответов вам удастся найти?
Если вы не знаете, как разнообразить семейный вечер, либо вам нужно провести время с детьми не только с пользой, но и удовольствием, воспользуйтесь этим набором интересных вопросов с ответами, которые мы предлагаем в виде викторины. Помимо укрепления отношений между членами семьи, настольные игры повысят уровень образования у ребенка и будут стимулировать его к обучению.
Как утверждает Сьюзен Ньюман, учитель и эксперт в вопросах воспитания детей, профессор Колумбийского колледжа в Чикаго и основатель School2Life, «Игры с познавательными вопросами могут стать эффективным методом привлечь внимание ребенка к разговорам на самые различные темы, которые не были изучены в школе». «Любые социальные игры – отличная платформа, которая требует от участников активности и проявления соответствующих навыков, таких как интеллектуальная деятельность и умение вовремя давать ответы», – отмечает Ньюман. «Любые социальные игры – отличная платформа, которая требует от участников активности и проявления соответствующих навыков, таких как интеллектуальная деятельность и умение вовремя давать ответы», – отмечает Ньюман
«Любые социальные игры – отличная платформа, которая требует от участников активности и проявления соответствующих навыков, таких как интеллектуальная деятельность и умение вовремя давать ответы», – отмечает Ньюман.
«Мы учимся формировать критическое мышление, общаясь на важные темы в спокойной и свободной обстановке».
Итак, пришло время проверить свои знания (и знания членов своей семьи) на веселой домашней вечеринке, ответив на вопросы в нашем сборнике развлекательно-познавательных тестов.

Эта тема закрыта для публикации ответов.