Онлайн школа. Реально действующие теории по мотивации. Теория ожидания Виктора Врума

Американский учёный Виктор Врум изложил теорию ожидания. В ней говорится, что имеющиеся потребности человека не являются единственным условием мотивации на достижение той цели, которая обусловлена этими потребностями.

Если вы поймёте, что именно пытался донести Врум в своей теории ожидания, то начнёте понимать не только поступки людей, но и сделаете так, что эти люди будут выполнять то, что вам нужно.

Ожидание – это, прежде всего, расчёт вероятности.

Если вас спросят: «Сможете ли вы выпить два литра воды за один раз», — то прежде чем ответить, вы рассчитаете такую вероятность. Ваш ответ будет очень сильно зависеть от данного расчёта, при этом вы уже будете ожидать примерный результат.

Любой человек рассчитывает, как вероятность своего успеха, так и вероятность своих поражений. Этот расчёт и есть ожидание.

Врум выделил 3 фактора, которые влияют на мотивацию человека.

  • Ожидание того, что затраченные усилия принесут желаемый результат

Основываясь на собственном опыте и опыте других людей, человек оценивает вероятность своего успеха. В разных обстоятельствах он может оценивать один и тот же результат по-разному.

Например, если человека сильно мучает жажда, то, скорее всего, он сможет выпить 2 литра воды за один раз. При иных обстоятельствах, скорее всего, у него не получится это сделать.

Если вероятность прилагаемых усилий, ведущих к высокому результату, является слишком низкой, то мотивация будет нулевой.

Если вы хотите мотивировать человека на чьём-то примере, но такой наглядный пример отсутствует у вас, то в качестве исходного прототипа используйте себя.

Собственным примером вы поднимите планку вероятности того, что человек сможет сделать то, что Вам нужно.

  • Ожидание того, что усилия, принёсшие результат, будут вознаграждены

Ожидание вознаграждения напрямую влияет на то, будет ли человек достигать этот результат, или нет. Мотивация человека снижается, если его усилия, принёсшие результат, не вознаграждаются должным образом.

  • Ожидание ценности (значимости) вознаграждения

Мотивация сильно возрастает в том случае, если человек понимает, что за затраченные усилия он получит серьёзное вознаграждение. Вероятнее всего, что в таком случае человек возьмётся практически за любое дело.

Если все эти три фактора воедино сложатся в голове человека, которого вы мотивируете, то он будет долго и эффективно работать на вас. Если же хотя бы один из этих факторов будет отсутствовать, то ваша мотивация будет работать неэффективно.

Теория ожидания Врума действует на всех и в любых сферах.